На волне и против тока — интервью с Александром Доба

 Встречаясь с Александром Добой, я в первую очередь обращаюсь к читателям, которым не хватает мужества двигаться дальше. Беседа с этим необыкновенным человеком показала мне, что у нее есть невозможные вещи, если мы должным образом определены. У каждого из нас есть моменты сомнения, неприязни, отсутствия энтузиазма и усталости. Однако стоит подумать о том, что реально блокирует нас от изменения, потому что нет недостатка в возможностях. Александр в своем рассказе о подготовке к путешествию и ее реализации, безусловно, свидетельствует о том, что сила, необходимая для достижения наших целей в каждом из нас. Я призываю всех к действию, пусть общая энергия заставит каждого из нас осознать свои резолюции и дать положительную энергию Олеку, который в настоящее время находится в следующей поездке.

Анна Вёргзин — главный редактор

Спасибо, Олку, за встречу. Я думал о проведении сравнения во время нашей беседы, то есть, рассматривая круиз как метафору жизни или живую как метафору крейсера, конечно, имея в виду фрагменты ваших необычных путешествий и тот факт, что вы необычайны. Кто ты, прежде всего? Путешественник? Kayaker? Кто такой Александр Доба? 

Обычно я называю себя туристом, человеком интересного мира и пенсионером, хотя я не люблю притворяться старым. (смеется). Я веселый, радостный и неизменно интересующийся миром, за что я благодарю своих родителей; они пробудили во мне волю знать не только то, что снаружи, но и то, что внутри.

Иногда меня спрашивают о том, как я отношусь к одиночеству во время круизов, тем временем мне любопытно о моем внутреннем! Я хочу узнать себя и свою психику. 

В повседневной жизни у нас нет таких возможностей; появляются различные виды беспорядков, цивилизация наводняет нас и оглушает СМИ. Во время круиза у меня есть время остаться наедине со мной.

Замечательно, что вы говорите об этом, потому что я также обнаружил, что способность вникать в себя и обнаруживать ваши истинные потребности — это основа нашей жизни. Трудно наслаждаться жизнью — и мелочи, и большие достижения — потому что у вас может быть все. Если, однако, нет никакой связи друг с другом, нет радости в том, что происходит с нами.

Я считаю, что жизнь — это самый важный, самый ценный подарок, который у нас есть. То, как мы переживаем их, как мы их используем, важно, потому что мы имеем какое-то влияние на это. 

Мы частично обусловлены как семейством, так и генетикой, но самые важные проблемы зависят от нас самих. Вот почему истинно утверждение: «Человек — кузнец своей судьбы». Я читал, что 10% — это гены и таланты, а 90% — собственная работа и приверженность. Мы ничего не добьемся, если хотим немного пройти через жизнь; однако, если мы ставим амбициозные цели и последовательно их реализуем, мы можем добиться многого.

Несомненно, амбициозная цель состояла в том, чтобы пересечь Атлантику. Вы не скрываете своего возраста. Тебе уже более 70 лет, и вы планируете еще один круиз в свой 71-й день рождения.

В какой-то момент некоторые вещи оказываются более трудными для достижения, но это также показывает, что если мы действительно хотим чего-то — нет никаких препятствий, и наша решимость и наша вера в то, что мы можем что-то достичь, творить чудеса. 

Не будем скрывать, что если бы вы отправились к производителю яхт со своим собственным проектом и сказали: «Я хочу пересечь Атлантический океан. Вы сделаете для меня каноэ? ». Разве не было с самого начала, что вы верили в реализацию этого проекта? Продюсер должен был увидеть эту огромную веру в вас, так как он сказал: «Да, я это сделаю!»

У нас было три или четыре беседы продолжительностью два-три часа. Я должен был принести отзывы и документы, подтверждающие мой опыт каноэ. Помните, что речь идет о океанском байдарке, который должен быть большим: семь метров в длину, один метр в ширину. Естественно, что на верфи они не знали, как подойти ко мне и моему проекту, независимо от того, воспринимать меня серьезно или нет. Я был готов к этому, поэтому я хотел убедить производителя яхты, что я это сделаю.

Значит, только вы, ваша страсть и ваша подготовка, г-н Армински (чтобы уточнить), согласны?

Тем более, что я хотел сделать то, что мало кто в мире сделал. До сих пор Атлантический океан был каяк пять раз: два немца, один британец и два поляка сделали это. Три из них текли с островов на острова, поэтому вы можете сказать, что они почти пересекли океан. Океан начинается с континента и заканчивается на континенте, а не между островами.

Во время второй поездки я отплыл на Карибские острова; вот где начались самые большие проблемы. Немцы только доходили до островов, поэтому они не испытывали трудностей, с которыми я боролся. Конечно, я знал об их достижениях, но я не хотел дублировать их путь. С самого начала моей целью было круиз с континента на континент. 

Я не знал, что со мной будет. Я когда-то думал о пересечении океана в обоих направлениях. Я разделил его на три этапа. Первый — от Африки до Южной Америки — должен был стать своего рода испытанием как для меня, так и для байдарки. Я хотел знать, смогу ли я это сделать, хочу ли я этого или продолжил бы байдарку. Предположения каждого этапа были схожи: независимая экспедиция, проводимая без посторонней помощи. 

Второй этап — от Южной Америки до Северной Америки — должен был стать техническим этапом. Я пообещал себе, что буду отплывать в Вашингтонский регион, где живет мой друг, и там я подготовлюсь к третьей, самой сложной стадии — от Северной Америки до Европы. Этот третий этап просто впереди меня.

И как вы себя чувствуете?

Отлично! Я все еще открыт для новых. Иногда журналисты говорят, что я вернулся из поездки своей жизни. Я отвечаю тогда, что путь жизни все еще впереди меня. (Смех) Каждая экспедиция, которая передо мной, — путешествие жизни. 

Признание чего-то как экспедиции жизни было бы закрытием для новых. Это немного похоже на достижение целей: что дальше, так как у меня уже есть все, я все достиг?

Точно, хотя эта поездка чрезвычайно сложная, больше на севере, где воды холоднее, а вероятность сильных бурь увеличивается. Эта комбинация делает ее более интересной, и круиз сам по себе является серьезной проблемой.

 

фото Марцина Османа

Вернемся к метафоре жизни и круиза. Что определяет направление океана и что определяет направление в жизни? 

Руль очень важен для океана, особенно в океанском каяке. Как я уже упоминал, каноэ имеет длину семь метров и ширину в один метр, поэтому он лениво и с трудом реагирует на изменения. Нелегко сохранить направление. Ветры обычно наклонены к направлению, в котором я хочу плавать, и это дополнительная трудность. Поэтому необходимо использовать руль, чтобы добраться до места назначения.

А в жизни …? Хм … Если кто-то поставил цели (и, вероятно, большинство из нас, потому что мы хотим вести относительно успешную, интересную и счастливую жизнь), на мой взгляд, направление будет здравоохранением.

Я рад, что не попал в зависимость. Я даже не курил сигареты, хотя я пытался, когда был молодым (мы купили пачку сигар с коллегами, и мы были так обеспокоены ими, что у меня было достаточно). Когда я был в компании, где большинство из них курили, я оказался черной овцой, но самое главное — быть собой. Теперь легче, потому что некурящие составляют большинство.

Когда дело доходит до алкоголя, я не абстинентный. Мне нравится вино и пиво, но в умеренных количествах. Я тоже не пью крепкий напиток, и я не пью до бессознательного.

Я не пробовал наркотики, хотя во время одной из прогулок на каноэ я пытался из любопытства. марихуана.

Наркомания разрушает ваше здоровье и жизнь. Это ужасно, когда я иногда смотрю на людей в возрасте до 20 лет, которые говорят, что они не могут бросить курить, потому что они стали зависимыми. Но все должны это понимать. 

Я тоже пытался практиковать, но мне это немного надоело. 

Но парашютный — почему бы и нет? (Смех)

Я делал разные вещи. (Смеется.) Моя страсть когда-то летала планерами. Я подписываюсь со словами: «Ничто не может заменить полет». Мир и тишина, когда вы летите с птицами, это большие чувства.

Я летал с планерами — конечно, как пассажир. Я даже хотел пройти курс, но в итоге ничего не вышло. Я помню, однако, ощущение, что я в облаках. Я работал стюардессой в струе. Challanger, такой лимузин на десять человек. Красивый опыт: сидит в кокпите, между пилотами, и восхищается каждым началом и каждой посадкой. Особенно впечатляют полосы между горами. 

Чем меньше самолет, тем приятнее он.

Это ближе ко всему. Да, удивительное приключение.

Ничто не может заменить полет. Во время встреч я говорю молодым людям попробовать, если у них есть такая возможность, особенно в том, что в настоящее время существуют менее ограничительные требования к здоровью. Тем не менее, это дорогая работа, но опыт незабываем!

Возвращаясь к рулю в жизни: это действительно наше самосознание, принятие мудрых решений, мужество жить.

Мне всегда было интересно о мире, и я хотел испытать себя в различных видах деятельности. Когда я летел на планере, у меня возникло искушение прыгнуть с парашюта.

Как я могу сказать это: пропустить через себя, коснуться, почувствовать себя на собственной шкуре

Это как сказать ребенку: «Не двигайся, потому что жарко». Легче запомнить, когда он прикасается к себе, даже если это болезненно. Я думаю, что любопытство мира и людей очень важно, хотя я встречал людей, которые не двигались дальше пятидесяти километров от своего дома. Наличие таких шлепанцев должно быть чем-то ужасным.

Я помню экспедицию в Норвегию: неизвестную страну, неизвестный язык. Некоторые из них могли оттолкнуть его, но для меня это было как магнит: меня там не было, поэтому я пойду и встречусь. Люди, подобные людям, могут ладить; иногда на вспышке, иногда с улыбкой, потому что для меня это желание столкнуться с чем-то новым.

Ну, новый может восхищаться. Ваши штормы будут больше, чем когда-либо, с вашим новым спутником путешествий. Говоря о буквальной, а не только метафорической ситуации, когда ветры нас не одобряют. 

В студенческие годы офицеры во время военной подготовки говорили: «Помните, что противник менее опасен, потому что мы знаем, какое у него оружие, какая тактика и как лучше подготовиться». Но я не рассматриваю океан как враг, а водохранилище, на котором я должен потратить несколько месяцев. Поэтому я пытаюсь понять, что может случиться со мной. Перед экспедицией, поездки в библиотеку Морского университета в Щецине и беседы с матросами, на которых я задал простые вопросы: что такое буря, какие большие волны, как они выглядят, почему даже яхты переворачиваются. Я также использовал это знание при строительстве каноэ. Наша цель состояла в том, чтобы позволить мне плавать безопасно 

Так что жизнь в этих неблагоприятных ветрах может быть просто недостаточной подготовкой?

Неподготовленность и неспособность приспособиться к ситуации. В океане крупные корабли сражаются со штормом, потому что у них есть дорогой груз и члены экипажа. Я и мой маленький каяк должны подчиниться элементу без боя. Вот почему я протестую, когда другие говорят, что я победил Атлантику. Я не бил. Я перефразирую ирландского исследователя, полярного исследователя — сэра Эрнеста Шеклтона, который говорил о море; Я скажу о воде: «Вода — это элемент, который никогда не победит. Ты можешь быть непобедимым. Вот почему я говорю, что пересек Атлантику, не преодолев ее, потому что я даже не собирался этого делать. О, и вся философия.

Что касается подготовки, важно помнить, что всегда будет что-то незапланированное. Я мог бы подготовиться к встрече с океаном, но встретиться с бандитами с мачете и винтовкой, которая больше меня не ограбила.

Ну, вы не можете подготовиться ни к чему, но хорошо, когда мы можем найти друг друга в каждой ситуации, и мы готовы изменить ход событий.

Вы должны иметь дело с любой ситуацией. Мне легче, потому что я инженер-механик. Если что-то ломается или ломается, я пытаюсь решить проблему. Когда что-то меня раздражает, вместо того, чтобы жаловаться, мне интересно, что я могу сделать, что я могу изменить, чтобы сделать его лучше.

Что, если бы вы сравнили свои самые трудные ситуации с водой и жизнью?

В жизни это была атака Амазонки: пять человек ограбили меня, поэтому моя единственная задача состояла в том, чтобы выйти из ситуации. Я пытался вести себя так, чтобы они не убивали меня: я говорил с ними по-польски — медленно, спокойно, делая флегматичные движения. Поскольку я разрешал им все, и я не представлял для них угрозы, им не нужно было убивать меня.

После этого инцидента я поговорил с несколькими психологами; они подтвердили, что я был интуитивным и что никто из них не даст мне лучшего совета. И все же я не принимал участия в тренинге «Что делать, когда на тебя нападают бандиты». Наличие винтовки во главе — это неприятное чувство, но мне удалось выжить. 

В то же время мои друзья из Гданьска остались в Перу. Им не повезло, потому что индейцы, которые плавали им, сначала застрелили их, а затем ограбили. В общей сложности в Бразилии во время моего полугодового пребывания я испытал три нападения — в среднем один раз в два месяца — и все же я хорошо помню эту страну.

А самая сложная ситуация на воде?

Циклоны. Я испытал восемь штормов. Самое длинное было три хорошие. У меня было достаточно: вы не можете спать, потому что шум, потрясения; ночь длинная, ничего не видно …

Часто то, что мешает нам действовать и осознавать свои собственные мечты, — это просто страх. Итак, что бы вы посоветовали читателям портала «Изменения в жизни», чтобы вы не боялись входить в новые, даже такие ненадежные, как вы?

Я почувствовал страх. Каждый, кто приходит в новый, например, альпинисты, испытывает страх, но дело в том, чтобы правильно оценить свои способности и знать, когда нужно сделать шаг назад. Есть много людей, которые отправились в горы и не вернулись, но поездка удалась только тогда, когда вы достигли своей цели и вернулись домой. Отставка непосредственно перед выходом на вершину — это трудное решение, но иногда вы должны ее принять. 

Я когда-то принял хорошее решение. В течение пяти часов я плыл по Балтике между островами для сильного ветра. Я вернулся, хотя я был близок, потому что условия ухудшались. Может быть, благодаря этому я живу. Важно преодолеть страхи, а также способность оценивать свои собственные возможности в данной ситуации. Каждый должен знать, как он чувствует, чтобы реально оценить риск и не жалеть, что не смог. 

Интервьюируемый: Анна Вёргзин

Фотографии были сделаны Марсином Османом. 

Ссылка на основную публикацию