Многие дети получают среднее образование, не выясняя, что такое «работа», два для теста, скучный урок и школьная форма. Они не жалеют о прибытии 1 сентября и не считают дни до праздников. Такие дети посещают экспериментальные школы, практикующие нетрадиционные системы образования. Получение знаний в таких учреждениях — это чистое удовольствие, благодаря которому маленькие дети становятся счастливыми, уравновешенными и образованными людьми.
1. Демократическая система в школе ALPHA
Школа была открыта в Канаде в 1972 году по инициативе нескольких местных заинтересованных родителей.
В школе ALPHA нет домашних заданий, классов, дневников, расписания и даже учебников. Обучение происходит неразрывно с жизнью ребенка, его повседневными интересами, играми и увлечениями. Дети сами решают, как провести день в школе, что учиться новому и что делать, а задача учителей — не беспокоить их и нежно отвлекать правильный путь. Вот почему группы в ALPHA отличаются от возраста, потому что они созданы только в соответствии с интересами.
Конфликтные ситуации в демократической школе решаются быстро и на месте. Здесь встречаются студенты, в том числе те, кто поссорился, и несколько учителей. В ходе дискуссии члены «комитета» высказывают свое мнение, оправдывают точки зрения, руководствуясь принципами взаимного уважения и ставя себя на место другого человека. Результат — компромиссное решение, все довольны.
У АЛЬФА также есть удивительные родительские встречи. На них присутствуют студенты. Дети имеют право, в равной степени со взрослыми, вносить изменения в процесс обучения, предлагать новые предметы и интересующие их виды деятельности.
2. Вальдорфская система Рудольфа Штайнера
Первая школа такого типа была открыта в 1919 году в немецком Штутгарте. В настоящее время методология Вальдорфа внедряется во всем мире, согласно этой системе, более 3000 школ успешно работают.
Особенностью системы Штейнера является получение знаний, соответствующих физическому, духовному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Дети не поддаются давлению, поэтому в школе нет системы классов, тетрадей, учебников и обязательной сертификации. С самого начала обучения дети хранят личный журнал, в котором они могут писать или наброски своих впечатлений, новых знаний и опыта на ежедневной основе.
Наряду со стандартными предметами студенты помогают осваивать различные виды искусств, ремесла, садоводство, финансы и даже элементы философии. В то же время реализуется междисциплинарный подход, который позволяет детям устанавливать связи между явлениями и объектами во всех сферах жизни, приобретать не только теоретические знания, но и практические навыки, которые действительно будут полезны им в будущем.
3. Бесплатная система Александра Нила в школе Саммерхилл
Основанная в 1921 году, школа была первоначально расположена в Германии, но через 6 лет ее перевели в Англию (Саффолк). Школа интерьеров Саммерхилла — мечта каждого ребенка, потому что учеников не наказывают даже за прогулы, не говоря уже о жестоких словах на доске и о плохом поведении. Это правда, что такие вещи случаются очень редко, потому что детям действительно нравится Саммерхилл.
Основной принцип метода Александра Нилла: «Свобода, а не беззаконие». Согласно его теории, ребенок быстро ничего не усыхает, и любопытство в любом случае займет верх. И система действительно работает — студенты школы-интернат в начале наслаждаться «лени», но затем они регистрируются в уроках интересных для них и работать. Из-за того, что все дисциплины обязательно пересекаются, дети начинают интересоваться как точными науками, так и гуманитарными науками.
Сотрудники и студенты участвуют в управлении Summerhill. Три раза в неделю проводятся совместные заседания, на которых каждый имеет право голоса. Такой подход помогает ребенку развить чувство ответственности и лидерства.
4. Система взаимодействия с миром в школе горного красного дерева
Это удивительное место открыло свои двери в 2004 году в США.
В отличие от других альтернативных школ, вам не нужно иметь собеседование или подготовительный курс, чтобы присоединиться к Mountain Mahogany. Приходите в школу самым честным и беспристрастным способом — выиграть в лотерею.
Учебная программа была разработана на основе инновационных неврологических исследований, показывающих, что для эффективного приобретения знаний необходимы эффективная эмоциональная вовлеченность и положительная внешняя атмосфера.
Это то, к чему стремится Горное Красное дерево — детям предлагаются стандартные предметы, а также занятия по кулинарии, шитью, садоводству, плотницким работам и другим видам навыков. Каждый ребенок учится чему-то новому через личный опыт и постоянное сотрудничество с внешним миром, стремясь к гармонии с ним.
Чтобы визуально представить ценность знаний и навыков, приобретенных в школе, установлен огромный сад. Там дети выращивают фруктовые деревья, овощи и фрукты, которые собираются вместе, кормят только органические продукты собственного производства.
5. Контрактная система Хелен Пархюрст в школе Дальтона
Этот подготовительный метод считается одним из лучших в мире (согласно журналу Forbes). Школа Далтона была основана в Нью-Йорке в 1919 году, но ее педагогическая система перешла в образовательные учреждения по всему миру.
Особенность метода Хелен Пархерст — основа крепления. Учащиеся, придя в школу, сами решат, какие предметы и в какой степени они хотят учиться. Дети также выбирают темп и сложность программы, желаемую нагрузку и качество владения материалом. В соответствии с принятыми положениями ребенок подписывает индивидуальный договор, в котором указаны права и обязанности обеих сторон, даты периодических испытаний и экзаменов. Контракт содержит список рекомендуемой литературы, информацию для дальнейших исследований и размышлений, а также контрольные вопросы.
Стоит отметить, что в школе Dalton нет учителей. Они выступают в качестве советников, наставников, тренеров и экзаменаторов. Фактически, дети получают знания и навыки, которые они хотят, а взрослые не беспокоят их и помогают в случае необходимости.